основанная на принципах Равноправия, Равнодействия и устойчивого Равновесия
«А в основном прекрасная маркиза — все хорошо, все хорошо!» — слова популярной оперетты напоминают мне выступления руководителей областной крестьянской ассоциации «Возрождение».
Я в ассоциации со дня ее основания, один из первых сопредседателей, член ревизионной комиссии, как говорится, «в курсе», и позвольте спросить: «Хорошо-то хорошо! Только чего ж хорошего?»
Информация к размышлению: так как фермеры в нашей области находятся между собой далеко не в равных условиях, я разделил бы их по этим условиям на три группы (прослойки).
1-я группа — представители колхозно-совхозной, райкомовско-исполкомовской элиты, которые, поймав горбачевский «свежий ветер», в мгновенье ока превратились в радетелей крестьянства и заполонили фермерские представительства в крестьянских ассоциациях и земельных комитетах, комиссиях, порою не вынимая своих вальяжных тел из насиженных кресел. «Как же так?» — спросите вы. Да вот так! Чему тут удивляться? Элитно-хамелеонное племя как занимало повсюду свои высокие посты, так и занимают Не верите? Проверьте.
А я вам лишь один факт приведу. На съезде российских фермеров, что проходил в Саратове, я, чтобы утвердиться в своей мысли-догадке, попросив слова и выйдя к трибуне, обратился к залу с одной просьбой: «Поднимите, пожалуйста, руки те, кто пробился из вас в фермеры „от земли“, не занимая ранее командных высот и не лебезя перед агропромовским начальством». И что вы думаете? В зале, в котором находилось человек 200−250, подняли руки человек 5−6. Вот такие пирожки… по всей России.
2-я группа — более многочисленная по сравнению с первой. В нее входят как представители прежней командно-административной системы, так и представители города: рабочие, инженеры, интеллигенция. Основное отличие от первой группы — порядочность, осознание того, что истина в свободном труде на своей земле и не ради светлого будущего, а ради настоящего. И если исходить из того, что каждый из нас — это мир, вокруг которого вращается все остальное, то для тех из нас, кто решил заняться фермерством, кроме желания «разбогатеть» все-таки главным является достижение душевного успокоения, чего не дает город — будь ты нищим или миллионером. Оно наступает только в соединении, в гармонии с природой. Суета, фальшь, злоба просто испаряются в храме из щебетанья птиц, зелени травы, пьянящей чистоты воздуха.
Да и сам вот (что греха таить) набегаешься, доставая то одно, то другое, а то и просто чью-то подпись-закорючку, злой как черт на то, что от дела, от земли, от хозяйства тебя отрывают — свет не мил. Придешь домой — одним взглядом растопил бы все вокруг. Так молча, как говорится, «сапой» (чтобы зря не сорваться на детях, жене) придёшь домой, переоденешься и скоренько во двор к буренкам своим, утятам, гусятам, пчелам. И все внимания твоего требуют, и всем ты нужен! Покрутишься вот так с вилами да граблями минут 20−30, и куда с тебя все слетело…
В душе спокойствие на грани философского. Хоть всевозможные трактаты пиши о житии нашем, да хлеб у тебя другой. Да и что у тебя за трактат такой получится, в котором каждое пятое слово — «земля», десятое — «воли», двадцатое — «семья», «отчизна»… Что-то я не в ту сторону…
3-я группа — самая бесправная (пока), и малочисленная, но дерзкая, Отчаянная. Это в городах — Демократия, а в деревнях никогда её не было, нет и, пожалуй, еще долго не будет. Но перед этими отчаянными головами я готов шапку снять и до земли поклониться. Сами подумайте! Как добиться чего-то на селе, если ты не мастит, бесправен да к тому же еще и чудак (не воруешь!). Как добиться того, чтобы землю тебе дали, да не за десятки километров от жилья, воды, электричества. А добьешься — где взять технику, стройматериалы, семена и многое, многое другое?.. Пробиваются из данной группы, приступают, пройдя все, а это ведь самый мощный пласт сельских тружеников потенциальных фермеров. И он не задействован и на 0,01 процента. А подняв данный пласт сельских тружеников только процентов на 20, обеспечив их техникой, землей, мы завалили бы Россию продукцией полей и ферм. На 30−40 процентов — Европу вместе с Америкой и Канадой в придачу…
Беда одна — разрознены мы все. Каждый думает, как выжить, поднять,хозяйство. И это правильно. Но одно мы должны твердо понять и сделать для себя выводы: крепкий, независимый хозяин — кость в горле у правящего клана. И многократное повышение цен на технику тому доказательство. У хозяина без спросу не возьмешь. У государства — можно, и Верховный Совет тому подтверждение. Не о России они думают, а как бы себе «благ» побольше выбить…
Да ладно, паны панами, а нам-то как быть? Думаю, что надо «скинуть» со своих постов председательских прихвостней, что заполонили наши фермерские представительства, и еще — объединиться с городом. Раздрай, что сейчас между селом и городом идет, тоже ведь нужен был российским иудам и их заокеанским покровителям. Пусть поймет горожанин: мы то проживем и себя прокормим, а вот как нас «корни российские» пообрежут совсем, то что в городах-то будет? Вы ведь не Москва и Ленинград, чтобы вас Америка да Англия кормили.
И поверьте мне на слово, если город нам сейчас поможет, то я больше чем уверен — встанет деревня с колен. Расцветет, задышит село. А закрепимся мы на земле, и сыновья в город не побегут. Кто от хозяйства своего побежит? А быть хозяином на земле отцов своих и дедов — велико в нашем народе желание, велико.
Смешно может кому показаться, но я, грешник, не верующий ни в бога, ни в черта, на сорок четвертом году своей жизни крест на шею надел! И взяв святой воды в одной из церквей, вышел в поле, и крестясь и кланяясь на все четыре стороны, шепча нужную молитву (заучил), освятил поле свое с горящей
Не их ли осеняют порой в спину крестами сердобольные старушки? Это про них! Это им все! И видишь, как страна, после нечеловеческого октябрьского эксперимента харкнув кровью жизней миллионов своих детей, в мужиках тех пробуждается. И брошенная в упрек им пословица «Своя рубашка ближе к телу» ответом рикошетит в душе его: «А кто сказал, что я под этой рубашкой не понимаю таких слов, как „моя деревня“, „моя земля“, „моя родина“? А?»
Порой слышишь: «Генофонд погиб какой-то там. Пропала Русь!». Будет каркать и бумагу марать при ее дефиците! Жива Россия и могуча по-прежнему. Прихворнула немного. И только! Бывает…
Да, думаю порой, и не так уж важно, течет ли в твоих жилах русская кровь или еще кровь татарина, казаха, немца, поляка, латыша, на Смоленщине ты живешь или в Калифорнии, но если в тебе есть хоть клеточка того свободолюбивого, могучего рода-племени славян, которому достаточно одной искорки, песни вольной, — и вздохнешь, и поднимешься ты, и вольется в твое порою не богатырское тело сила могучая, сила вольная, сила, «непонятная чужеземным мудрецам»…
Порою как железным скребком прочесав себя мыслями-испытаниями на верность жене, детям, матери, идее, мысленно придумав самые страшные себе испытания, перед которыми, кажется, все в тебе дрогнет, отступится, об одно русич споткнется, об одно упрется — о то, за которое рассудок не пустит, за которое ему и сто жизней не цена, — предками вбитое в него чувство родины, отчизны. И не герой он порой! Не герой. А вот не пустит — и все тут!
Уверен, у нас все со временем образуется. Поймав «свежий ветер», мы его уже не отпустим. Одно видение только, пришедшее ко мне
И мучает меня это видение! И не дает покоя. И вторю я тому деду: «Ох, скорее бы, скорее! Чтобы при жизни еще…».
Михаил Владимирович ТРОФИМОВ
Уважаемые друзья! Я, один из первых фермеров в Саратовской области, создатель областной ассоциации «Возрождение», написал эту статью о фермерстве, об его становлении летом 1991 года. Опубликована она была в газете «Саратов» 29 февраля 1992 года (№ 33). Но недавно, перечитав ее, я был поражен ее актуальностью и сегодня.
«Крестьянский двор»
Авторское право 1992−2017
Трофимов Михаил Владимирович
Зарегистрировано в международном банке
идей 13 октября 1992 г.
Копирование и использование материалов
без письменного разрешения автора
запрещено.
Электронная почта:
trofimov.1947@yandex.ru
Форма обратной связи
Адрес для почтовой переписки: 413166, с. Подстепное, ул. Советская 7, Энгельсский р-н, Саратовская обл.
Телефон: